По вопросу оказания материальной помощи гражданам в трудной жизненной ситуации сообщаем, что в соответствии с Законом Московской области от 30.12.2013 г. № 189/2013-ОЗ "О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области" получателями государственной социальной помощи могут являться малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, имеющие место жительства и/или место пребывания в Московской области, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (для трудоспособного населения – 18 832,00 руб., для детей – 16759,00 руб., для пенсионеров – 14 858,00 руб.).
Государственная социальная помощь для малоимущей семьи в расчете на месяц назначается в размере разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих основных социально-демографических групп населения, к которым относятся члены малоимущей семьи, и общим доходом семьи.
При расчете среднедушевого дохода семьи для оказания государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи в денежной и натуральной форме.
Размер государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на одного члена семьи не может составлять менее 300 рублей и более 1000 рублей в месяц или 6000 рублей за календарный год. Для ветеранов ВОВ – не более 7000 рублей за календарный год.
В совокупном доходе семьи будут учитываться ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки или их денежные эквиваленты, а также иные виды доходов в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512.
В соответствии с Федеральным Законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам вследствие общего заболевания предоставляются меры социальной поддержки в размере 50 % платы за жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда и в размере 50 % платы стоимости коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Таким образом, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются инвалидам вследствие общего заболевания:
- проживающим в жилых помещениях государственного или муниципального жилищного фонда из расчёта на долю, приходящуюся на инвалида; то есть сумма оплаты за жилищно-коммунальные услуги делится на количество человек, проживающих в жилом помещении, и тем самым выделяется доля расходов, на которую им предоставляются указанные меры социальной поддержки без учёта стандарта нормативной площади жилого помещения и норматива потребления коммунальных услуг;
- проживающим в жилых помещениях, относящихся к частному жилищному фонду (в том числе в приватизированных квартирах); но в этом случае меры социальной поддержки предоставляются только по оплате коммунальных услуг из расчёта на долю, приходящуюся на инвалида. Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения указанным федеральным законом не предусмотрено.
С 2010 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг федеральным и региональным льготникам, проживающим в Московской области, предоставляются в виде ежемесячных денежных компенсаций.
В соответствии с Законом Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-ОЗ “О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области” меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются педагогическим работникам, работающим (работавшим) в сельской местности Московской области в виде 100%:
– ежемесячной денежной компенсации стоимости платы за занимаемую общую площадь жилого помещения;
– ежемесячной денежной компенсации стоимости платы за электроэнергию в пределах нормативов потребления, установленных в соответствии с законодательством Московской области;
– ежемесячной денежной компенсации стоимости платы за отопление.
Данные меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками, прекратившими трудовые отношения с учреждениями после установления (назначения) им пенсии (независимо от вида пенсии), если общий стаж их работы в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области и других субъектов Российской Федерации, составляет не менее 10 лет и на день установления (назначения) пенсии либо на день их выхода на пенсию они пользовались указанными мерами социальной поддержки.
Учитывая изложенное, меры социальной поддержки указанной категории граждан могут быть предоставлены на вышеуказанных условиях и только в случае выхода педагогического работника на пенсию из образовательного учреждения, находящегося в сельской местности.
В соответствии с Порядком предоставления земельных участков многодетным семьям, установленным статьей 3 Закона Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» (далее – Закон), право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, если на момент подачи заявления они отвечают одновременно следующим условиям:
– члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;
– родители либо одинокая (ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым (и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;
– трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет, и имеют место жительства на территории Московской области;
– члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на правах пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;
– члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;
– члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на правах собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.
Согласно статье 2 Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
В соответствии с указанным Законом, семьи, в которых третий ребенок достиг совершеннолетия, утрачивают статус многодетных. Однако, при условии, что совершеннолетний ребенок обучается в образовательном учреждении всех типов по очной форме обучения и не достиг возраста 23 лет, такая семья приравнивается к многодетной по мерам социальной поддержки.
Согласно части 1 статьи 20.2 Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» право на предоставление регионального материнского (семейного) капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих категорий граждан:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго и последующих детей и имевших на дату рождения (усыновления) ребенка место жительства в Московской области, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала;
2) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго и последующих детей и имевших на дату усыновления ребенка место жительства в Московской области, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала.
В соответствии с частью 6 статьи 20.2 Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» право на получение регионального материнского (семейного) капитала возникает со дня рождения (усыновления) второго и последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано однократно не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго и последующих детей.
Предоставление бесплатной путевки или выплата компенсации производится территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области на основании заявления, поданного родителем (законным представителем) по месту жительства заявителя.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации отдыха детей в каникулярное время относятся к компетенции органов местного самоуправления. Во исполнение указанного Федерального закона органы местного самоуправления издают свои нормативные правовые акты, определяющие порядок организации отдыха, оздоровления и занятости детей, в том числе порядок предоставления путевок в детские оздоровительные организации и выплаты компенсации.
Вопросы организации отдыха и оздоровления детей регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и постановлением Правительства Московской области от 12 марта 2012 г.
№ 269/8 «О мерах по организации отдыха и оздоровления детей в Московской области» (далее Постановление).
В соответствии с названными нормативными правовыми актами право на получение бесплатной путевки в организации отдыха и оздоровления имеют дети, относящиеся к следующим категориям:
дети с хроническими заболеваниями, находящиеся в стационарных учреждениях образования, социального обслуживания, социально-реабилитационных центрах и приютах для несовершеннолетних;
дети-инвалиды и сопровождающее их лицо;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, находящиеся и воспитывающиеся в государственных учреждениях Московской области, муниципальных и негосударственных учреждениях в Московской области;
иные категории лиц из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Право на получение компенсации стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей имеют дети, относящиеся к следующим категориям:
дети-инвалиды и сопровождающее их лицо;
дети из многодетных семей;
дети погибших военнослужащих;
иные категории лиц из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с постановлением Правительства от 12 марта 2012 г. № 269/8 «О мерах по организации отдыха и оздоровления детей в Московской области» для получения компенсации при обращении посредством РПГУ к заявлению должны быть приложены электронные образы следующих документов:
1) документ о рождении ребенка (детей), выданный компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык - в случае регистрации акта гражданского состояния о рождении ребенка вне пределов территории РФ;
2) документ о заключении брака или о расторжении брака, выданный компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык - в случае регистрации или расторжения брака вне пределов территории РФ;
3) документ, содержащий реквизиты кредитной организации, либо федерального почтового отделения связи, либо иного хозяйствующего субъекта, осуществляющего услуги по доставке соответствующих выплат, с указанием лицевого счета заявителя;
4) договор на приобретение путевки либо договор на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей;
5) документ, подтверждающий оплату путевки (кассовый чек или квитанция к приходному кассовому ордеру);
6) документы, подтверждающие частичную оплату (компенсацию) стоимости путевки за счет других источников (при наличии таковых);
7) документ, подтверждающий пребывание ребенка в организации отдыха и их оздоровления и санаторно-курортной организации;
8) документы, подтверждающие право на предоставление ребенку мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления;
9) документы, подтверждающие доходы членов семьи ребенка за три последних календарных месяца, предшествующих четырем календарным месяцам подачи заявления о компенсации стоимости путевки;
10) согласие субъектов персональных данных, указанных в заявлении о компенсации стоимости путевки, на обработку персональных данных.
Нет, стоимость проезда и экскурсионного обслуживания компенсации не подлежит.
В соответствии с п.п. 8.3.1. постановления Правительства Московской области от 24.02.2011 года №148/6 «О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 30 августа 2005 года №600/31 «Об утверждении Положения о социальной карте жителя Московской области», в случае порчи социальной карты, держатель возмещает расходы бюджета Московской области на выпуск социальной карты, исходя из затрат на её изготовление. В 2023 году стоимость повторного изготовления установлена в размере 34 рублей 72 копеек.
Функции по обеспечению техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания относятся к полномочиям Социального фонда России, поэтому обращаться необходимо в территориальные подразделений Фонда по месту жительства.